Основная образовательная программа
начального общего образования
БОУ «Гимназия № 150»
СОГЛАСОВАНО
Совет Учреждения Муниципального
образовательного учреждения «Гимназия № 150»
«14» марта 2011 года,
Протокол № 2
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Гимназия № 150»
_________________________С.А. Хамкова
«19» мая 2011 года,
Приказ № 166
|
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
«20» декабря 2010 года,
Протокол № 6
|
|
Основная образовательная программа
начального общего образования
МОУ «Гимназия № 150»
2011 год
Содержание
- Пояснительная записка ………………………………………………………………... 3
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………...15
- Учебный план начального общего образования ……………………………………. 46
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ………………………………………. …...50
- Программы отдельных учебных предметов, курсов ……………………………….. 65
- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ……………………………………………………...88
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…...104
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования …………………..108
1. Пояснительная записка
В своей деятельности МОУ «Гимназия № 150» руководствуется:
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;
- Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года;
- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ;
- Программой развития гимназии;
- Социальным заказом.
Общая характеристика образовательного учреждения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параметры | Характеристика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Юридический статус | - муниципальное общеобразовательное учреждение; - гимназия; - участник международного сетевого проекта «Развитие лидерства через физическую культуру и спорт»; - участники регионального инновационного комплекса «Школа – территория здоровья» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учредитель |
Департамент образования Администрации города Омска | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нормативная и правовая основа деятельности | Лицензия: серия А № 326885 Регистр. № 235 от 28.05.2009 г. Свидетельство о государственной аккредитации № 309 от 17.07.2009 г., серия 55 А А № 000031 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устав МОУ «Гимназия « 150»» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контингент учащихся | Контингент учащихся гимназии стабильный. Анализ статистических данных показывает: 70% - учащиеся из 3 микрорайона левобережья и 30% учащиеся из других микрорайонов города. В 2009-2010 учебном году нет учащихся систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам. В гимназии разработана программа социально-педагогической помощи учащимся, имеющим трудности в обучении. Результат этой программы: в гимназии нет учащихся, оставленных на повторный год обучения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление | Управление гимназией строится в соответствии с законодательством РФ и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением правительства РФ от 19.03.2001г. №196 на принципах единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления в гимназии:
С сентября 2009 г. в гимназии действует Совет Учреждения как коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия, определенные уставом гимназии, по решению вопросов функционирования и развития гимназии. Деятельность Совета Учреждения регламентируется на основе действующего законодательства РФ, Устава гимназии и Положения о Совете Учреждения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа развития | Программа развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 150» (2004-2009), 2 редакция Программа развития МОУ «Гимназия № 150» (2010-2015), 3 редакция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные направления деятельности МОУ в 2009-2010 учебном году | - формирование качественной здоровьесберегающей, социально-правовой и иновационной среды гимназии; - углубление дифференциации и профилизации образовательного пространства гимназии, в частности, реализация социально-экономического профиля; - обобщение и распространение опыта в рамках экспериментальной работы; - работа над новой темой, концепцией, содержательной основой инновационно-педагогического проекта; - развитие Научного общества учащихся гимназии; - повышение уровня профессиональной компетенции и культуры педагогов гимназии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности образовательного процесса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательные программы | I ступень обучения. Обучение в начальной школе ведется по программе ОС «Школа 2100». Иностранный язык ведется по программе углубленного изучения иностранных языков (английский, немецкий) со 2-го класса. II ступень обучения. С 5-го класса введен для изучения второй иностранный язык (французский, немецкий, английский). Основной иностранный язык ведется по программе углубленного изучения иностранных языков, дополнительно предлагается на бесплатной основе изучать польский и армянский языки. III ступень обучения. 10-е классы – филологический и социально- гуманитарный профиль;
11-е – филологический и социально- экономический профиль.
Перспективы на 2010 – 2011 уч. год
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные образовательные услуги | В гимназии развита сеть услуг дополнительного образования. Спортивно-оздоровительный блок: - Плавание; - ОФП; - Волейбол; - Баскетбол; - Бокс; - Таэквон – до; - Чиэлидинг; - Футбол. Научно-познавательный блок: - тест-классы; - Юный исследователь; - Литературное краеведение; Декоративно-прикладной блок: - Рукодельница; - Волшебная нить. Посещают кружки и спортивные секции в пределах гимназии – 412 учащихся, что составляет 45% от общего числа учащихся. Всего кружков – 13. В учреждениях дополнительного образования города занимаются 567 учащихся, что составляет 62 % от общего числа учащихся. По сравнению с прошлым учебным годом, охват учащихся кружками и спортивными секциями увеличился. Охват дополнительным образованием В целом отмечается увеличение услуг дополнительного образования. Рост охвата учащихся вовлеченных в сферу дополнительного образования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация изучения иностранных языков | Изучение иностранных языков начинается со 2-го класса – 2 часа в неделю, в 3-х классах – 3 часа в неделю, 4-9 классах – 4 часа в неделю, 10-11 – 3 часа в неделю (базовый уровень), 6 часов в неделю – профильный уровень. С 5-го класса изучают второй иностранный язык (английский, немецкий, французский) – 2 часа в неделю. Предлагаемые УМК: Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.по английскому языку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инновационные образовательные программы и технологии | Программа развития «Формирование ключевых компетенций учащихся средствами интеграции основного и дополнительного образования». Программа развития «Создание развивающей среды средствами внутришкольного управления, позволяющей осуществить эффективную реализацию компетентностного подхода в обучении». Локальная программа «Мониторинг физического развития учащихся». Разработаны программы элективных курсов по выбору: - Практикум по русскому языку (подготовка к ЕГЭ); - Практикум по математике (подготовка к ЕГЭ); - Решение задач повышенной сложности по химии; - Решение задач повышенной сложности по физике; - Деловой английский; - Практикум по литературе; (подготовка к ЕГЭ). С целью повышения качества образовательного процесса внедряются и реализуются инновационные педагогические технологии: - IT – технологии; - проектная технология; - исследовательские методы; - обучение в сотрудничестве; - модульные технологии; - рейтинговая система оценки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система психолого-медико-социального сопровождения | В гимназии эффективно функционируют взаимодействующие между собой службы, сопровождающие ученика в течение всего времени обучения: - психолого-педагогическая; - социально-педагогическая; - медико-лечебная. Направления деятельности:
В течение года психолого-педагогической службой была проведена групповая и индивидуальная психодиагностика (158 учащихся – индивидуальная, 46 групп - групповая диагностика). Проведено 192 индивидуальных консультаций. Из них для учащихся – 133 консультации, для родителей - 23, для специалистов ОУ – 36. Применялись: методика Р.В. Овчаровой «Сказка о солнышке»; методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»; графическая методика «Изучение мотивации достижения успехов»; «Самооценка Дембо-Рубинштейна», социометрия Коломина, Березовина, анкета для определения школьной мотивации (Лускановой), «Оценка мышления младших школьников» (Зак). Создано 76 коррекционно-развивающих групп: «Я учусь владеть собой» Н.П. Слободяник; «Я учусь владеть собой» Н. Рожнева; «Я и моя профессия» Рязапкина Г.В.; «Азбука профессий» Семенова Г.; Программа СДВГ; Программа психокоррекционной помощи детям с нарушением эмоциональной сферы Овчарова; «Сказочная шкатулка»; профилактическая программа «Сталкер»; «Я и мы» В.А. Родионов; «Я и они» В.А. Родионов; «Уверенность в себе» Е.В.Чеботарева. Профилактические занятие для старшеклассников: «Алкоголь»; «Реклама табака»; «Скажи нет». Итоговая диагностика показала, что проведенные занятия по курсам дали положительные результаты. Социально-педагогической службой ведется активная деятельность по профилактической работе с детьми «группы риска». В гимназии работает кабинет врачебной помощи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научно-исследовательская деятельность учащихся | В гимназии создано и функционирует Научное общество учащихся «Поиск», позволяющий аккумулировать интеллектуальный потенциал его учащихся и учителей. Секции НОУ: n Естествознание n Математика и информатика n Филология и лингвистика n Социум В рамках деятельности НОУ была проведена научно-практическая конференция, в которой приняли участие 120 учащихся. Научно-исследовательская деятельность учащихся реализуется через участие в создании проектов, проведении исследований на уроках, факультативах, в кружках. Результаты работы представляются на гимназической, городской, региональной научно-практических конференций. Результаты участия в городской научно-практической конференции Во втором этапе городской конференции приняли участие 9 учащихся (учителя Мазурова Т.М. – 2, Богданова С.А. – 1, Федорчук Т.В. -1, Дёмина Г.П. - 1, Даниленкова Н.С. -1). На региональной конференции было представлено 3 работы Даниленкова Н.С., Дёмина Г.П., Мазурова Т.М. Все участники стали лауреатами региональной научно-практической конференции. Учащиеся начальной школы принимали участие в открытой конференции юных исследователей «Почемучка». Из 13 участников конференции 7 учащихся стали лауреатами (учителя Жаркова Н.В., Масленникова Т.В., Кузнецова И.В.). В региональной научно-практической конференции приняли участие 3 учащихся. В целом увеличивается количество членов НОУ и участников мероприятий проводимых в рамках деятельности НОУ. В перспективе расширения сети взаимодействия НОУ с внешней средой гимназии (вузы, школы города, общественные организации). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внеклассная и внеурочная деятельность | Воспитательная система опирается на традиции гимназии. Это торжественные линейки «День знаний», «Последний звонок»; День учителя, выпускные вечера в 4, 9, 11 классах, День рождение гимназии, посвящение в первоклассники, посвящение первоклассников в пешеходы; новогодние утренники, мероприятия в рамках акции «Мы за здоровый образ жизни», праздник Букваря, День здоровья, Мероприятия, посвященные великим историческим датам. Успешно реализуется профилактическая программа «Путь к здоровью». В рамках данной программы в гимназии систематически проводятся: - участие сборных команд гимназии в городских соревнованиях; - беседы с медработниками города, -беседы с инспектором УВД «Уголовная и административная ответственность», -просмотры фильмов о вреде курения, употребления алкогольных напитков, ПАВ, -участие учащихся и педагогов в городских семинарах, посвящённых профилактике употребления ПАВ; -круглые столы, дискуссии, тренинги, родительские собрания, индивидуальные консультации с родителями и учащимися, сезонные субботники по уборке территории и другие. Основные направления в воспитательной работе гимназии следующие:
В 2009-2010 учебном году отмечается позитивная динамика вовлечения учащихся в городские и гимназические мероприятия:
Общий охват учащихся внеклассной деятельностью 96%.
Внеклассная работа реализуется также на базе библиотечно-информационного центра гимназии: «Народ. Выборы. Власть»- выборная система в России (9-11кл.) · « А музы не молчали» - литературно-музыкальный вечер, посвященный 65-летию ВОВ(8-10 кл.);
· «Читаем и рисуем» - час чтения Культурно-досуговые функции библиотечно-информационного центра
Отмечается позитивная динамика вовлеченности учащихся во внеклассные мероприятия, расширяется спектр тематик внеклассных мероприятий. Внеклассные мероприятия направлены на формирование личной, семейной, социальной культуры. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внутришкольная система оценки качества | Эффективность реализации образовательного процесса определяется с помощью системы показателей и индикаторов на основе сравнимых и доступных данных. а) Уровень развития компетенций учащихся через внутреннюю и внешнюю оценку: внутренняя оценка: - портфолио ученика (папка достижений); - собственное резюме ученика (самоанализ, самодиагностика, самоориентация); внешняя оценка: - результаты ЕГЭ; - результаты тестирования, рецензирования, диалога между учащимися и оценивающим и т.д. б) Повышение качества общего образования: - уменьшение количества неуспевающих в гимназии; - повышение функциональной грамотности выпускников гимназии (информационной грамотности, естественно-научной грамотности и т.д.) в) совершенствование содержания и технологии обучения: - увеличение численности детей дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах; - профилирование школьного образования; - увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой, занимающихся по индивидуальным учебным планам; - увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам. г) Улучшение социальной ориентации учащихся: - увеличение количества учащихся, продолживших дальнейшее обучение и трудоустройство согласно ранее выбранному профилю в гимназии. Разработана технологическая карта оценки качества профессиональной деятельности учителя, включающая следующие компоненты: - предметная компетенция; - общепедагогичекая; - управленческая компетенция; - информационно-коммуникативная компетенция; - социальная компетенция. В целом внутришкольная система оценки качества носит комплексный характер, выстраивается в соответствии с требованиями ОСОКО и позволяет оценить различные стороны образовательного процесса. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Условия осуществления образовательного процесса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Режим работы | Учебная нагрузка учащихся определяется 6-дневной учебной неделей (1 и 2 классы пятидневная учебная неделя). Начало занятий в первую смену в 8.30, окончание в 14.10; Продолжительность урока 45 минут (для I класса – 35 минут) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-материальная база | - кабинет психолога; - бассейн (малая и большая чаша); - столовая; - учительская; - библиотечно-информационный центр; - 45 учебных кабинетов. - комната психологической разгрузки; - футбольное поле; - актовый зал на 200 посадочных мест; - методический кабинет; - большой спортивный зал; - зал сухого плавания - кабинет врача; - 2 спортивные площадки. Фонд учебной литературы
В 2009-2010 учебном году учебный фонд школьной библиотеки составил 8981экземпляров, увеличившись на 1223 учебных пособия, причем обновление учебного фонда составило 14%. Художественный фонд составляет 8016 экземпляров, в прошлом году 7699 экземпляров, что на 317 экземпляров больше. Интенсивно идет создание справочного аппарата, пополнение энциклопедий и справочников 342 экземпляра, что составляет 5% обновления. Закуплено 13 экземпляров книг на средства от сдачи макулатуры, 113 экземпляров на бюджетные средства, 277 экземпляров методических и детских журналов и 1 комплект «Учительская газета».
Внешняя оценка
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IT – инфраструктура | - локальная сеть для дистанционного обучения; - скоростной ИНТЕРНЕТ; - 10 автоматизированных рабочих мест для учителя; - специализированный кабинет информатики; - медиатека (более 200 CD и DVD дисков); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация питания и медицинского обслуживания | В течение всего учебного года в гимназии проводилась активная работа по увеличению охвата учащихся горячим питанием. Осуществлялась организация и контроль обеспечения сбалансированного питания всех учащихся.
Охват учащихся горячим питанием в течение всего учебного года составлял 73%. Охват по начальной школе составляет – 100%. Поэтому в следующем учебном году одной из важных задач будет активизация работы по привлечению родительских средств для организации питания учащихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кадровый состав | Общая численность: 56 Педагогические работники с высшим образованием – 95% в том числе педагогическим образованием - 99% Прошедшие курсы повышения квалификации за последние 5 лет - 100 % Аттестованные на квалификационные категории - 98 %, в том числе: Высшая категория – 36 % Первая категория – 41 % Вторая категория – 21 %. В 2009-2010 учебном году осуществляли учебно-воспитательный процесс 56 педагога, в том числе 1 педагог дополнительного образования, 1 библиотекарь, 1 педагог-психолог, 1 социальный педагог, 2 спортинструктора. Почетные звания: - «Отличник народного просвещения» - 1; - «Почетный работник общего образования РФ» - 3; - Почетная Грамота Министерства образования Российской Федерации – 7; - Почетная грамота Министерства образования Омской области – 13. Курсы повышения квалификации на базе БОУ ГПО ИРО ОО прошли в 2009-2010 уч. году 6 учителей, на базе ОГПУ – 49 учителей, ГМС – 2 учителя. В 2009-2010 уч. году учителя приняли участие в различных городских, региональных, всероссийских, мероприятиях, научно-практических конференциях, конкурсах: Одним |
Адрес: 644092, г. Омск, ул. Путилова, 12а Телефоны: 75-14-68 (приемная); 75-03-22 (директор); 73-94-90 (бассейн) Факс: 8 (3812) 73-94-90 Электронная почта: school150_omsk@mail.ru © 2011 БОУ г.Омска «Гимназия №150»
|