|
|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ НА 2010 – 2015 Г.С О Д Е Р Ж А Н И ЕРАЗДЕЛ I1.1. 1.1.Паспорт программы развития МОУ «Гимназия №150» на 2010-2015 годы...3 1.2. 1.1.Введение…………………………………………………………………………..6 РАЗДЕЛ II2.2.2. Проблемно - ориентированный анализ потенциала развития гимназии………..8 2.3.2.1.Анализ актуального уровня развития в динамике за три года…………………9 2.1.1.Особенности учебного плана гимназии и его соответствие необходимым требованиям……9-15 2.1.2.Результативность реализации образовательных программ……………..16-21 2.1.3.Качество образовательного процесса……………………………………..21-30 2.1.4.Качество условий организации образовательного процесса …………..30-37 2.1.5.Дополнительное образование……………………………………………..37-50 2.1.6.Инновационная деятельность……………………………………………..50-54 2.1.7.Управление качеством образовательного процесса……………………..54-56 2.1.8.Результаты маркетингового анализа внешней среды……………………56-58 2.3.SWOT-анализ потенциала развития гимназии …………………………….59-60 РАЗДЕЛ IIIКонцепция развития гимназии…………………………………………………….61 3.1 Ценностные приоритеты развития гимназии…………………………………62 3.2 Инновационная идея развития гимназии до 2015 года и ее обоснование…65 3.3 Концептуальная модель перспективного замысла развития гимназии……..76 РАЗДЕЛ IVИнструментарий развития гимназии……………………………………………………..88 4.1.Проекты……………………………………………………………… 4.2 Бизнес-план реализации Программы развития гимназии……… Приложения 1.1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОУ «ГИМНАЗИЯ № 150»1.2.ВВЕДЕНИЕ
Программа развития МОУ "Гимназия № 150" на 2010 – 2015 годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, определяющий стратегию развития образовательного учреждения. Это третья редакция программы развития образовательного учреждения. Первая программа развития (1999 – 2004) была нацелена на создание в школе личностно-ориентированной среды, вторая редакция программы развития (2004-2009) была ориентирована на обновление содержания образования и создание профильной школы. Изменения стратегии развития системы образования в РФ, определенные в новых документах, позволяют использовать имеющиеся достижения реализации программ развития гимназии и выявленные актуальные проблемы гимназического образования для создания инновационной инфраструктуры ОУ, ориентированной на новое качество образования. Предъявляемые личностью, обществом и государством требования к качеству современного образования ориентируют его на достижение целей опережающего развития. Данное положение определяет основные направления развития гимназии и означает, что обновление содержания образования выражается в ориентации на изучение в школах способов и технологий, которые пригодятся в будущем. Современные школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое знание, быть открытыми и способными, выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Обучающимся средней школы должна быть предоставлена возможность, осознанно выбирать свое будущее, конструировать свои индивидуальный образовательный маршрут, связывая его с будущим страны. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала гимназии, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности гимназии. Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы. Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления, основанная на принципе государственно-общественного управления, станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха. Качество подготовки выпускника как социальный заказ образовательному учреждению определяется через требования к выпускнику, когда традиционная характеристика качества — уровень полученных знаний — трансформируется в иной результат образования — компетентность в различных сферах жизнедеятельности обучающегося. Доказательством этого могут служить ориентиры стратегических документов, определяющих развитие образования в Российской Федерации, а также параметры международных измерений качества образования. 2.ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ2.1.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИгимназии проводился на основе результатов самообследования с использованием элементов SWOT- и STEP-анализа, метода экспертной оценки. Разработка критериальной базы и инструментария исследования проводилась в соответствии с идеями и положениями:
Показателями для анализа состояния образовательной деятельности гимназии были выделены: 1. Соответствие содержания образовательных услуг гимназии уровню их востребованности в социуме. 2.Уровень разработанности программно-методического обеспечения образовательной деятельности гимназии в соответствии с образовательной программой учреждения. 3.Динамика развития компетентностей обучающихся образовательных программ гимназии. 4.Динамика развития профессиональной компетентности педагогических кадров гимназии. 5.Динамика включенности педагогического коллектива гимназии в инновационную и экспериментальную деятельность. 6.Соответствие содержания и форм информационно-методических ресурсов образовательным программам гимназии. 7.Соответствие материально-технического обеспечения образовательным программам гимназии. 2.1.1. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ГИМНАЗИИ И ЕГО СООТВЕТСТВИЕ НЕОБХОДИМЫМ ТРЕБОВАНИЯМПо результатам проведенного маркетингового исследования родителей, педагогических работников гимназии и других образовательных учреждений, учреждений культуры и социального обеспечения (анкетирование, интервьюирование, посещение образовательных учреждений) можно утверждать, что: 1.Внешнее окружение в значительной степени желает получать в гимназии качественные образовательные и культурно-досуговые и оздоровительные услуги разного профиля за счет совершенствования ресурсных возможностей гимназии. 2.Опросы родителей показали следующее:
Гимназия реализует образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трёх ступеней обучения (табл.1).
Содержание образовательных услуг в гимназии Таким образом, в образовательном процессе гимназии сохранятся преемственность образовательных программ и решаются на каждой ступени образования, следующие задачи: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 1-4 классы 1 ступень – начальное общее образование с введением иностранных языков (английский, немецкий, французский) со второго класса. Задачи:
Для достижения поставленных задач с учетом степени подготовленности обучающихся к освоению программ и их интересов, в начальной школе созданы классы, обучение в которых осуществляется по программе «Школа 2100». Особенность учебного плана начальной школы – часы школьного компонента используются на углубленное изучение иностранных языков по программе углубленного изучения иностранных языков для гимназий. ОСНОВНАЯ ШКОЛА 5-9 классы 2 ступень – основное общее образование с изучением основного иностранного языка и второго иностранного языка, с учетом разных категорий пользователей на основе дифференциации по уровням учебных возможностей. Задачи:
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе. В основной школе введены изменения – информатика и ИКТ в 8-х классах – 1 час, в 9-х – 2 часа, т. к. данный предмет направлен на формирование компьютерной компетентности; увеличилось количество часов на изучение иностранного языка до четырех часов во всех параллелях основной школы, что позволяет освоить иностранный язык на функциональном продвинутом уровне. Введен учебный предмет – обществознание с 6 по 7 класс по 1 часу, ОБЖ в 9 классе 1 час. Уменьшилось количество часов географии (1 час в 6 классе), биологии (1 час в 6 классе), технологии (1 час в 8 классе). Количество часов отведенных на учебные предметы, курсы по выбору соответствуют базисному учебному плану. Региональный компонент представлен предметом – «Информатика и ИКТ». Часы школьного компонента отведены на изучение иностранного (основного и второго) языка. Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. СТАРШАЯ ШКОЛА, 10-11 классы 3 ступень - среднее (полное) общее образование, обеспечивающее дальнейшее изучение иностранных языков и специализированную подготовку (профильное обучение), ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Исходя из этого, учебные предметы могут быть выбраны для изучения либо на базовом, либо на профильном уровне. Каждый обучающийся вправе формировать индивидуальный учебный план, выбирая различные сочетания базовых и профильных предметов, и учитывая нормативы учебного времени. Такой подход оставляет широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составляют его индивидуальную образовательную траекторию. Задачи:
Целью профильного обучения на старшей ступени школы является создание системы «специализированной подготовки» ориентированной на индивидуальное обучение и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка и отработке гибкой системы профилей на основе дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ. При реализации программ профильного обучения в гимназии обеспечивается возможность выбора образовательных программ, осуществляется подготовка обучающихся к успешной сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Такая организация образовательного процесса в старшей школе способствует установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, а так же расширяет возможности социализации учащихся. Учебный план старшей профильной школы состоит из четырех компонентов: 1.Базовых общеобразовательных учебных предметов, реализующих государственный образовательный стандарт, в рамках федерального компонента. 2.Профильных общеобразовательных учебных предметов повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. 3.Элективные курсы – обязательные учебные курсы, по выбору учащихся входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы, выполняющие следующие функции:
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПЛАНА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: Базовые учебные предметы: математика, история, обществознание, экономическая география, физика, биология, химия, физическая культура. Профильные учебные предметы: русский язык, литература, иностранный язык. Элективные курсы формируются по запросу учащихся и родителей. Предполагается изучение обязательных элективных курсов и курсов по выбору. Региональный компонент представлен двумя дисциплинами: «ОБЖ» и «Информатика и ИКТ». Часы компонента образовательного учреждения используются для изучения учебных предметов по выбору учащихся: русский язык «Развивайте дар речи» - 1 час, литература «Литературный анализ текста» - 1 час, иностранный язык «Деловой английский» - 1 час. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ: Базовые учебные предметы: иностранный язык, алгебра и начала анализа, геометрия, биология, физика, химия, физическая культура. Профильные учебные предметы: русский язык, литература, история, право, обществознание. Элективные курсы формируются по запросу учащихся и родителей. Предполагается изучение обязательных элективных курсов и курсов по выбору. Региональный компонент представлен двумя дисциплинами: «ОБЖ» и «Информатика и ИКТ». Часы компонента образовательного учреждения используются для изучения учебных предметов по выбору учащихся: химия, математика, биология. Максимальная учебная нагрузка на каждого учащегося не превышает 36 часов в неделю. Таким образом, реализуемый учебный план гимназии соответствует нормативным документам, его вариативный компонент имеет гуманитарную направленность и позволяет учитывать интересы всех субъектов образовательного процесса. 2.1.2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГИМНАЗИИСравнивая показатели общей успеваемости по годам, можно сказать, что данный показатель составляет 99,9% в течение последних двух лет, 1% составляет один обучающийся, не усвоивший программу по математике за курс среднего (полного) общего образования. Анализ статистических данных позволяет отметить положительную динамику качества обучения в гимназии с 2006-2007 учебного года. Параллельно усиливается успешность выпускников гимназии (табл.2,3) Таблица 2 Успешность выпускников гимназии
Таблица 3 Количество выпускников, продолживших образование
Из таблицы видно, что в 2007-2008 учебном году произошло незначительное снижение на 0,1% общей успеваемости, что составляет 1 обучающийся не усвоивший программу по математике за курс среднего (полного) общего образования.
Таблица 4 Результаты ЕГЭ
Доля выпускников, проходивших итоговую аттестацию по русскому языку и математике в формате ЕГЭ, составляет 100%. Положительной динамике результатов ЕГЭ способствует качественная подготовка обучающихся высококвалифицированным педагогическим коллективом гимназии; реализация программы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ, в рамках которой учащиеся в течение учебного года до трех раз выполняют пробные контрольные работы из РИАЦ по различным предметам. Кроме этого в гимназии создана система элективных и индивидуальных занятий, эффективность которой можно отследить по результатам внеклассной работы по предметам (табл. 5-8). Таблица 5 Участие обучающихся гимназии в предметных олимпиады
Таблица 6 Участие обучающихся гимназии в научно-практических конференциях
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
|