Основная образовательная программа

начального общего образования

БОУ «Гимназия № 150»

 

СОГЛАСОВАНО

 

Совет Учреждения Муниципального

 

образовательного учреждения «Гимназия № 150»

 

«14» марта 2011 года,

 

Протокол № 2

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор МОУ «Гимназия № 150»

 

 

_________________________С.А. Хамкова

 

«19» мая 2011 года,

 

Приказ № 166

 

 

ПРИНЯТО

 

на заседании педагогического совета

 

«20» декабря  2010 года,

 

Протокол №  6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная образовательная программа

начального общего образования

МОУ «Гимназия № 150»

 

 

2011 год

 

Содержание

 

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………... 3
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………...15
  3. Учебный план начального общего образования ……………………………………. 46
  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ………………………………………. …...50
  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов ……………………………….. 65
  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ……………………………………………………...88
  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…...104
  8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования …………………..108

 

1. Пояснительная записка

В своей деятельности МОУ «Гимназия № 150»  руководствуется:

-       Конституцией РФ;

-       Законом РФ «Об образовании»;

-       Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;

-       Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года;

-       Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образова­ния; 

-       Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ;

-       Программой развития гимназии;

-       Социальным заказом.

Общая характеристика образовательного учреждения

Параметры

Характеристика

Юридический статус

-   муниципальное общеобразовательное учреждение;

-   гимназия;

-   участник международного сетевого проекта «Развитие лидерства через физическую культуру и спорт»;

-  участники регионального инновационного комплекса «Школа – территория здоровья»

Учредитель

 

Департамент образования Администрации города Омска

Нормативная и правовая основа деятельности

Лицензия: серия А  № 326885 Регистр. № 235 от 28.05.2009 г.

Свидетельство о государственной аккредитации № 309 от 17.07.2009 г., серия 55 А А № 000031

Устав МОУ «Гимназия « 150»»

Контингент учащихся

Контингент учащихся гимназии стабильный. Анализ статистических данных  показывает: 70% - учащиеся из 3 микрорайона левобережья и 30% учащиеся из других микрорайонов города.

В 2009-2010 учебном году нет учащихся систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам.

В гимназии разработана программа социально-педагогической помощи учащимся, имеющим трудности в обучении. Результат этой программы: в гимназии нет учащихся, оставленных на повторный год обучения.

Управление

Управление гимназией строится в соответствии с законодательством РФ и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением правительства РФ от 19.03.2001г. №196 на принципах единоначалия и самоуправления.

Формы самоуправления в гимназии:

  • общешкольная конференция;
  •  Совет Учреждения гимназии;
  •  общее собрание трудового коллектива;
  •  педагогический совет;
  •  методический совет;
  •  гимназический ученический совет (ГУС).

С сентября 2009 г. в гимназии действует Совет Учреждения как коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия,   определенные  уставом  гимназии,  по  решению   вопросов функционирования и развития гимназии. Деятельность Совета Учреждения регламентируется на основе действующего законодательства РФ, Устава гимназии и Положения о Совете Учреждения.

Программа развития

Программа развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 150» (2004-2009), 2 редакция

Программа развития МОУ «Гимназия № 150» (2010-2015), 3 редакция

Основные направления деятельности МОУ в 2009-2010 учебном году

- формирование качественной  здоровьесберегающей, социально-правовой и  иновационной среды гимназии;

- углубление дифференциации и профилизации образовательного пространства гимназии, в частности, реализация социально-экономического профиля;

- обобщение и распространение опыта в рамках  экспериментальной работы;

- работа над новой темой, концепцией,  содержательной основой инновационно-педагогического проекта;

- развитие Научного общества учащихся гимназии;

- повышение уровня профессиональной компетенции и культуры педагогов гимназии.

Особенности образовательного процесса

Образовательные программы

I ступень обучения.

Обучение в начальной школе ведется по программе ОС «Школа 2100». Иностранный язык ведется по программе углубленного изучения иностранных языков (английский, немецкий) со 2-го класса.

II ступень обучения.  

С 5-го класса введен для изучения второй иностранный язык (французский, немецкий, английский).

Основной иностранный язык ведется по программе углубленного изучения иностранных языков, дополнительно предлагается на бесплатной основе изучать польский и армянский языки.

III ступень обучения. 10-е классы – филологический и социально- гуманитарный профиль;

 

                         11-е – филологический и социально- экономический  профиль.

 

Перспективы на 2010 – 2011 уч. год

  • начальная школа: программы ОС «Школа 2100»;
  • допредпрофильная подготовка: гуманитарное направление (двуязычие);
  • профили: филологический, социально-гуманитарный.

Дополнительные образовательные услуги

В гимназии развита сеть услуг дополнительного образования.

Спортивно-оздоровительный блок:

-       Плавание;

-       ОФП;

-       Волейбол;

-       Баскетбол;

-       Бокс;

-       Таэквон – до;

-       Чиэлидинг;

-       Футбол.

Научно-познавательный блок:

        - тест-классы;

-       Юный исследователь;

-       Литературное краеведение;

Декоративно-прикладной блок:

-       Рукодельница;

-       Волшебная нить.

Посещают кружки и спортивные секции  в пределах гимназии – 412  учащихся, что составляет  45% от общего числа учащихся.  

Всего  кружков – 13.

В учреждениях дополнительного образования города занимаются  567 учащихся, что составляет 62 %   от общего числа учащихся.

По сравнению с прошлым учебным годом, охват учащихся кружками и спортивными секциями увеличился.

Охват дополнительным образованием

В целом отмечается увеличение  услуг дополнительного образования. Рост охвата учащихся вовлеченных в сферу дополнительного образования.

Организация изучения иностранных языков

Изучение иностранных языков начинается со 2-го класса – 2 часа в неделю, в 3-х классах – 3 часа в неделю, 4-9 классах – 4 часа в неделю, 10-11 – 3 часа в неделю (базовый уровень), 6 часов в неделю – профильный уровень.

С 5-го класса изучают второй иностранный язык (английский, немецкий, французский) – 2 часа в неделю.

Предлагаемые УМК: Верещагина И.Н., Афанасьева О.В.по английскому языку.

Инновационные образовательные программы и технологии

Программа развития «Формирование ключевых компетенций учащихся средствами интеграции основного и дополнительного образования».

Программа развития «Создание развивающей среды средствами внутришкольного управления, позволяющей осуществить эффективную реализацию компетентностного подхода в обучении».

Локальная программа «Мониторинг физического развития учащихся».

Разработаны программы элективных курсов по выбору:

- Практикум по русскому языку (подготовка к ЕГЭ);

- Практикум по математике (подготовка к ЕГЭ);

- Решение задач повышенной сложности по химии;

- Решение задач повышенной сложности по физике;

- Деловой английский;

- Практикум по литературе; (подготовка к ЕГЭ).

С целью повышения качества образовательного процесса внедряются и реализуются инновационные педагогические технологии:

- IT – технологии;

- проектная технология;

- исследовательские методы;

- обучение в сотрудничестве;

- модульные технологии;

- рейтинговая система оценки.

Система психолого-медико-социального сопровождения

В гимназии эффективно функционируют взаимодействующие между собой службы, сопровождающие ученика в течение всего времени обучения:

- психолого-педагогическая;

- социально-педагогическая;

- медико-лечебная.

Направления деятельности:

  • диагностика;
  • профилактика;
  • коррекция;
  • консультационная;
  • экспертно-методическая

В течение года психолого-педагогической службой была проведена групповая и индивидуальная психодиагностика (158 учащихся – индивидуальная, 46 групп - групповая диагностика).

Проведено 192 индивидуальных консультаций. Из них  для  учащихся – 133 консультации, для родителей  - 23, для специалистов ОУ – 36.

Применялись: методика  Р.В. Овчаровой «Сказка о солнышке»; методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»; графическая методика «Изучение мотивации достижения успехов»; «Самооценка Дембо-Рубинштейна», социометрия Коломина, Березовина, анкета для определения школьной мотивации (Лускановой), «Оценка мышления младших школьников» (Зак).

Создано 76 коррекционно-развивающих групп: «Я учусь владеть собой» Н.П. Слободяник; «Я учусь владеть собой» Н. Рожнева; «Я и моя профессия» Рязапкина Г.В.; «Азбука профессий» Семенова Г.; Программа СДВГ; Программа психокоррекционной помощи детям с нарушением эмоциональной сферы Овчарова; «Сказочная шкатулка»; профилактическая программа «Сталкер»; «Я и мы» В.А. Родионов; «Я и они» В.А. Родионов; «Уверенность в себе» Е.В.Чеботарева.

Профилактические  занятие для старшеклассников: «Алкоголь»; «Реклама табака»; «Скажи нет».

Итоговая диагностика показала, что проведенные занятия по курсам дали положительные результаты.

Социально-педагогической службой  ведется активная деятельность по профилактической работе с детьми «группы риска».

В гимназии работает кабинет врачебной помощи.

Научно-исследовательская деятельность учащихся

В гимназии создано и функционирует Научное общество учащихся «Поиск», позволяющий аккумулировать интеллектуальный потенциал его учащихся и учителей.

Секции НОУ:

n  Естествознание

n  Математика и информатика

n  Филология и лингвистика

n  Социум

В рамках деятельности НОУ была проведена научно-практическая конференция, в которой приняли участие 120 учащихся.

Научно-исследовательская деятельность учащихся реализуется через участие в создании проектов, проведении исследований на уроках, факультативах, в кружках. Результаты работы представляются на гимназической, городской, региональной научно-практических конференций.

Результаты участия в городской научно-практической конференции

Во втором этапе городской конференции приняли участие 9 учащихся (учителя Мазурова Т.М. – 2, Богданова С.А. – 1, Федорчук Т.В. -1, Дёмина Г.П. - 1,  Даниленкова Н.С. -1). На  региональной конференции  было представлено 3 работы Даниленкова Н.С., Дёмина Г.П., Мазурова Т.М. Все участники стали лауреатами региональной научно-практической конференции.

            Учащиеся начальной школы принимали участие в открытой конференции юных исследователей «Почемучка». Из 13 участников конференции 7 учащихся стали лауреатами (учителя Жаркова Н.В., Масленникова Т.В., Кузнецова И.В.).

В региональной научно-практической конференции приняли участие 3 учащихся.

В целом увеличивается количество членов НОУ и участников мероприятий проводимых в рамках деятельности НОУ. В перспективе расширения сети взаимодействия НОУ с внешней средой гимназии (вузы, школы города, общественные организации).

Внеклассная и внеурочная деятельность

Воспитательная система опирается на традиции гимназии. Это торжественные линейки «День знаний», «Последний звонок»; День учителя, выпускные вечера в 4, 9, 11 классах, День рождение гимназии, посвящение в первоклассники,   посвящение  первоклассников в пешеходы; новогодние утренники, мероприятия в рамках акции «Мы за здоровый образ жизни», праздник Букваря, День здоровья, Мероприятия, посвященные великим историческим датам.

   Успешно реализуется  профилактическая программа  «Путь к здоровью». В рамках данной программы в гимназии систематически  проводятся:
- занятия спортивных секций;
- спортивные эстафеты, соревнования по пионерболу, волейболу, баскетболу, плаванию, туризму, мини-футболу.

- участие сборных команд гимназии в городских соревнованиях;
- Дни здоровья;
- физминутки на уроках;

- беседы с медработниками города,

-беседы с  инспектором УВД «Уголовная и административная ответственность»,

-просмотры фильмов о вреде курения, употребления алкогольных напитков, ПАВ,

-участие учащихся и педагогов в городских семинарах, посвящённых профилактике употребления ПАВ;

-круглые столы, дискуссии, тренинги, родительские собрания, индивидуальные консультации с родителями и учащимися, сезонные субботники по уборке территории и другие.

Основные направления в воспитательной работе гимназии следующие:

 

 

      В 2009-2010 учебном году отмечается позитивная динамика вовлечения учащихся в городские  и гимназические мероприятия:

№ п/п

Название

Класс

Количество учащихся

Ф.И.О. учителя

участники

победители

1

Умники и умницы

4

5

5

Масленникова Т.В.

2

«Акт в поддержку мира» (Flex) российско-американский конкурс

9-10

3

1

 Дёмина Г.П.

3

Британский бульдог

3-11

80

3

Федорчук Т.В., Дёмина Г.П., Шевердина Т.В., Девятерикова Е.А., Фоминская З.Г., Жадан Т.Я.

4

Русский медвежонок – языкознание для всех

3-11

124 – начальная школа + 345

9 – начальная школа

Слушаева С.Б., Баньковская Л.А.,  Щербина В.К.

5

Конкурс сочинений «Юношеская восьмерка»

10-11

4

1

Слушаева С.Б., Баньковская Л.А., Дёмина Г.П.

6

Через тернии к звездам

3-4

22

 

Фаер О.Н., Масленникова Т.В., Кузнецова И.Г.

7

Инфознайка

1-4

182

20

Крылова И.В., Фаер О.Н., Жаркова Н.В.

8

Покровские чтения

9-10

1

1 лауреат

Мазурова Т.М.

9

Олимпиада «Карьера в России»

10-11

1 команда (8)

 

Петрова Е.Г.

10

Держава

10

1

лауреат

Мазурова Т.М.

11

Конкурс сочинений «Роль права в моей жизни»

10

2

1, 2 место

Пожидаева Е.В., Слушаева С.Б.

12

Областная конференция в рамках опытно-экспериментальной работы

8

2

2

Воеводина М.Д., Лумпова А.А.

13

Конкурс «Старая крепость»

7

3

 

Мазурова Т.М.

14

Конкурс сочинений «Язык исскуств»

9-11

4

1 лауреат

Слушаева С.Б., Щербина В.К.

15

Всероссийская научно-практическая конференция

10

2

 

Дрозд Т.П.

16

Соревнования по пожарно-прикладному спорту

8-10

13

 

Коробань С.В.

17

Окружные и городские соревнования по баскетболу

10-11

8

 

Коробань С.В.

18

Всесибирская открытая олимпиада

9-11

4

 

Богданова С.А., Коломиец Л.Н.

19

Кенгуру

2-11

86 – начальная школа + 250

3

Фаер О.Н., Калинина С.В.

20

ПОНИ

2-4

198

11

Калинина С.В., Крылова И.В., Шевелева В.М., Масленникова Т.В.

21

Ломоносовский турнир

7-11

5

2

 

22

Конкурс сочинении «Мы едины»

4

1

1

Масленникова Т.В.

23

Городские соревнования по плаванию

8

команда

2 место личное, 3 место - команда

Лумпова А.А.

24

Всероссийский фестиваль творческих и исследовательских проектов «Портфолио»

6, 7, 10, 11

4

4

Мазурова Т.М.

25

Либеровские искусствоведческие  чтения

 

1

1

Мазурова Т.М.

26

Окружной конкурс рисунков «Быть здоровым – это модно»

1-4

4

1

Масленникова Т.В.

27

Конкурс социальных проектов «Славим город делами своими»

7

1

1

Мазурова Т.М.

28

Городской конкурс сочинений «Моя любимая семья»

1-4

3

3

Масленникова Т.В., Кузнецова И.Г.

29

Олимпиада «Сибирячок»

1-4

2

 

Масленникова Т.В.

30

Интеллектуально-творческая игра «Мы – Омичи!»

1-4

400

 

Все учителя начальной школы

31

Легкоатлетическая эстафета на приз Правительства Омской области

 

10

7 место

Коробань С.В.

32

Городской конкурс «А знаете ли Вы Францию?»

11

4

1 место

Осовская Н.В.

33

Городской конкурс французской песни «Этуаль»

11

4

1 место

Осовская Н.В.

 

Итого

 

1794

76

 

 

Общий охват учащихся внеклассной деятельностью 96%.

 

Внеклассная работа реализуется также на базе библиотечно-информационного центра гимназии:

«Народ. Выборы. Власть»- выборная система в России (9-11кл.)

     · « А музы не молчали» - литературно-музыкальный  вечер, посвященный 65-летию ВОВ(8-10 кл.);

  • · «Георгиевская ленточка» - поговорим об акции;
  • · «Из камня его гимнастёрка»- презентация о памятниках ВОВ;
  • · «Птичья карусель» - экологический конкурс (7-8кл);
  • · «Моя первая книжка» - праздник Букваря (1кл);

     ·  «Читаем и рисуем» - час чтения

Культурно-досуговые функции библиотечно-информационного центра

 

 

Отмечается позитивная динамика вовлеченности учащихся во внеклассные мероприятия, расширяется спектр тематик внеклассных мероприятий. Внеклассные мероприятия направлены на формирование личной, семейной, социальной культуры.

Внутришкольная система оценки качества

Эффективность реализации образовательного процесса определяется с помощью системы показателей и индикаторов на основе сравнимых и доступных данных.

а) Уровень развития компетенций учащихся через внутреннюю и внешнюю оценку:

внутренняя оценка:

- портфолио ученика (папка достижений);

- собственное резюме ученика (самоанализ, самодиагностика, самоориентация);

внешняя оценка:

- результаты ЕГЭ;

- результаты тестирования, рецензирования, диалога между учащимися и оценивающим и т.д.

б) Повышение качества общего образования:

- уменьшение количества неуспевающих  в гимназии;

- повышение функциональной грамотности выпускников гимназии (информационной грамотности, естественно-научной грамотности и т.д.)

в) совершенствование содержания и технологии обучения:

- увеличение численности детей дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах;

- профилирование школьного образования;

- увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой, занимающихся по индивидуальным учебным планам;

- увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам.

г) Улучшение социальной ориентации учащихся:

- увеличение количества учащихся, продолживших дальнейшее обучение и трудоустройство согласно ранее выбранному профилю в гимназии.

Разработана технологическая карта оценки качества профессиональной деятельности учителя, включающая следующие компоненты:

-       предметная компетенция;

-       общепедагогичекая;

-       управленческая компетенция;

-       информационно-коммуникативная компетенция;

-       социальная компетенция.

В целом внутришкольная система оценки качества носит комплексный характер, выстраивается в соответствии с требованиями ОСОКО и позволяет оценить различные стороны образовательного процесса. 

Условия осуществления образовательного процесса

Режим работы

Учебная нагрузка учащихся определяется 6-дневной учебной неделей (1 и 2 классы пятидневная учебная неделя).

Начало занятий в первую смену в 8.30, окончание в 14.10;
Перемены между уроками - 10 минут. Для организации питания и отдыха детей организованы 2 большие перемены по 20 минут.

Продолжительность урока 45 минут (для I класса – 35 минут) 

Учебно-материальная база

- кабинет психолога;                                   - бассейн (малая и большая  чаша);

- столовая;                                                    - учительская;

- библиотечно-информационный центр;  - 45 учебных кабинетов.        

- комната психологической разгрузки;      - футбольное поле;           

- актовый зал на 200 посадочных мест;     - методический кабинет;

- большой спортивный зал;                                     

- зал сухого плавания                                   

 - кабинет врача;

- 2 спортивные площадки.

Фонд учебной литературы

 

В 2009-2010 учебном году учебный фонд школьной библиотеки составил 8981экземпляров, увеличившись на 1223 учебных пособия, причем обновление учебного фонда составило 14%.

            Художественный фонд составляет 8016 экземпляров, в прошлом году 7699 экземпляров, что на  317 экземпляров больше.

            Интенсивно идет создание справочного аппарата, пополнение энциклопедий и справочников 342 экземпляра, что составляет 5% обновления. Закуплено 13 экземпляров книг на средства от сдачи макулатуры, 113 экземпляров на бюджетные средства, 277 экземпляров методических и детских журналов и 1 комплект «Учительская газета».

 

 

 

Внешняя оценка

  1. на базе гимназии проводятся региональные и городские мастер классы для учителей иностранных языков;
  2. на базе гимназии проходят педагогическую практику студенты Омского государственного педагогического университета факультета иностранных языков и Омского Сибирского государственного университета физической культуры.

IT – инфраструктура

-  локальная сеть для дистанционного обучения;

- скоростной ИНТЕРНЕТ;

- 10 автоматизированных рабочих мест для учителя;

- специализированный кабинет информатики;

- медиатека (более 200 CD и DVD дисков); 

Организация питания и медицинского обслуживания

В течение всего учебного года в гимназии проводилась активная работа по увеличению охвата учащихся горячим питанием. Осуществлялась организация и контроль обеспечения сбалансированного питания всех учащихся.

 

 
  

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Охват учащихся горячим питанием в течение всего учебного года составлял 73%. Охват по начальной школе составляет – 100%.  Поэтому в следующем учебном году одной из важных задач будет активизация работы по привлечению родительских средств  для организации питания учащихся.

Кадровый состав

Общая численность: 56

Педагогические работники с высшим образованием – 95%

в том числе педагогическим образованием - 99%

Прошедшие курсы повышения квалификации за последние 5 лет - 100 %

Аттестованные на квалификационные категории - 98 %,

в том числе:

Высшая категория – 36 %

Первая категория – 41 %

Вторая категория – 21 %.

В 2009-2010 учебном году осуществляли учебно-воспитательный процесс 56 педагога, в том числе 1 педагог дополнительного образования, 1 библиотекарь, 1 педагог-психолог, 1 социальный педагог, 2 спортинструктора.

Почетные звания:

- «Отличник народного просвещения» - 1;

- «Почетный работник общего образования РФ» - 3;

- Почетная Грамота Министерства образования Российской Федерации – 7;

- Почетная грамота Министерства образования Омской области – 13.

Курсы повышения квалификации на базе БОУ ГПО ИРО ОО прошли в 2009-2010 уч. году 6 учителей, на базе ОГПУ – 49 учителей, ГМС – 2 учителя.

В 2009-2010 уч. году учителя приняли участие в различных городских, региональных, всероссийских, мероприятиях, научно-практических конференциях, конкурсах:

Одним


Адрес: 644092, г. Омск, ул. Путилова, 12а
Телефоны: 75-14-68 (приемная); 75-03-22 (директор); 73-94-90 (бассейн)
Факс: 8 (3812) 73-94-90
Электронная почта: school150_omsk@mail.ru